Виды и уровни рефлексии

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности. В ряде экспериментальных исследований рефлексия выступает не только как существенный компонент какого-либо другого предмета, но и как предмет специального психологического изучения, например: Гуткиной рефлексивных ожиданий личности, М. Новиковой — возрастных особенностей рефлексии. В целом анализ отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: Исходя из этого, рассмотрим наиболее распространенные определения рефлексии, формулируемые в контексте проблематики той или иной области психологии, как:

Рефлексия и ее виды

Виды и уровни рефлексии Большое количество работ направлено на построение типологии рефлексивных актов. Выделяют, прежде всего, рефлексию групповую и индивидуальную А. При индивидуальной рефлексии человек самостоятельно описывает процессы, имевшие место в его сознании, мышлении и поведении. Человек анализирует последовательность и содержание мыслительных операций, ошибки, затруднения, стереотипы, новые идеи, а также основания, мотивы и цели своих действий. При осуществлении групповой рефлексии участники группы выявляют, фиксируют и осознают особенности групповых действий с целью их дальнейшей координации.

Определяя значение каждого вида рефлексии для процесса профессиональной подготовки психологов, необходимо прежде всего отметить значимость их взаимосвязи для процесса обучения, так как экспликация внутреннего содержания результат мыслительной деятельности конкретного человека становится возможной только в процессе диалога, где происходит расстановка позиций и определение общего смыслового контекста групповая рефлексия.

Рефле ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на.

22, 1: Однако и собственное самосознание мы можем использовать во вред самим себе. В частности, речь идет о рефлексии — нашей способности изучать и осознавать самих себя, наблюдать за собой и анализировать потребности и мотивы, стоящие за нашими действиями. Без рефлексии невозможно никакое изменение себя, корректировка жизненного пути. Она - необходимое условие усвоение нами жизненного опыта.

Но что произойдет, если рефлексии станет слишком много, если перестараться? А получится избыточная, или назойливая рефлексия. Иногда ее для простоты называют гиперрефлексией но важно тогда не путать ее с неврологическим расстройством. Гиперрефлексия — это вечно бдительный внутренний наблюдатель, отслеживающий каждое действие человека, каждое его побуждение к действию. Руководствуясь готовыми правилами и шаблонами, внутренний наблюдатель проверяет каждый шаг на соответствие этим шаблонам, и если обнаруживается отклонение, быстро дергает за соответствующий рычаг: И начатое действие вдруг прерывается: Этот внутренний наблюдатель постоянно бормочет, рассуждает и оценивает — звучит непрерывный монолог в голове.

Развитие способностей к управленческой рефлексии

Развитие личностной рефлексии Рефлексия — это особый навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Она представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, так, будто вы смотрите на себя глазами постороннего. Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено. В современной психологии под данным понятием подразумевается любое размышление личности, которое направлено на самоанализ.

Это может быть оценка своего состояние или поступков, а также размышление над какими-то событиями.

САНОГЕННАЯ РЕфЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ ПСИхОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАцИИ . вины, ментальной агрессии против себя и других, страха неудачи.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Доманский В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Я хочу представить вашему вниманию некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке. Все приёмы рефлексии можно условно разделить на три группы. Первая из них — вербальные приёмы.

Технология рефлексии в педагогическом процессе понятие рефлексии от лат

В зимнем номере г. Здесь публикуем полный текст. Сначала краткое пояснение секретарю класса Сергею Грачеву. Вы просите меня выслать список литературы о страхе для предварительного ознакомления класса с этой темой. Такой список для данной конкретной темы — полная бессмыслица. Столь же бессмысленным будет список литературы по темам любви, ненависти или отвращения.

Таким образом, у Декарта рефлексия как метод познания субъектом самого психокоррекция и психотерапия субъективных переживаний страха в.

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности. В ряде экспериментальных исследований рефлексия выступает не только как существенный компонент какого-либо другого предмета, но и как предмет специального психологического изучения, например: Гуткиной рефлексивных ожиданий личности, М.

Новиковой — возрастных особенностей рефлексии. В целом анализ отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: Исходя из этого, рассмотрим наиболее распространенные определения рефлексии, формулируемые в контексте проблематики той или иной области психологии, как: Момент личностно-смысловой обусловленности становится центральным при ином понимании механизма рефлексии, а именно как переосмысления и перестройки субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т.

Рефлексия на уроках и не только (о том, на что обычно у учител не хватает времени)

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Если ты не знаешь, как справиться с таким чувством как страх и как его прекрати любую деятельность и займись рефлексией.

Другими словами, рефлексия — это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами , так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым. Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников.

Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания. Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Реферат: Рефлексия и способы ее развития

Различают несколько видов Р. Со времен Сократа Р. По сути дела, именно способность к критической самооценке является важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа. Различают три вида Р.:

Иногда страх ошибиться так велик, что человек увязает в Рефлексия выбора — это тот страх, который заставляет человека слишком.

Козлов Рефлексия Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое или чужое мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Можно сказать, что рефлексия есть обращенность сознания на себя. Тут имеется в виду, что мысль, речь, воображение и др. Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия - обращение сознания на свое знание - становится самосознанием.

Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя. Другое близкое к рефлексии понятие - обдуманность, это результат включения сознания на предстоящее. А осознанность - результат включения сознания на происходящее. Рефлексия - включение сознания на уже происшедшее. В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя самоанализ - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии - необдуманность и бестолковость.

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 1(26)

Рубинштейн Процесс рефлексии стал неотъемлемой составляющей активной деятельности практического психолога. Сегодня, рассматривая проблему личностной готовности, мы не можем не изучать психологические средства обучения студентов, которые продуцируют возникновение здорового рефлексивного начала личности будущего специалиста. Изучая закономерности группового развития и влияния его составляющих механизмов включение, идентификация, сплочение, адаптация, реадаптация на развитие профессиональных навыков, мы пришли к выводу о существовании резонансного эффекта.

Известно, что эффективность информационного обеспечения зависит от триединой качественной составляющей: При утере хотя бы одного компонента, качество усвоения материала утрачивается 2.

Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как Это упражнение позволит вам избавиться от страха перед самоанализом.

Естественным результатом такого восприятия и обработки входящей информации является мастерство руководствоваться в поведении и подчинять действия знаниям. Такой вариант познавательных процессов и регулирование собственного поведения называется рефлексией. Степень рефлексии и последующей самоорганизации показывает общий уровень личности, осознанность и развитие.

Рефлексия демонстрирует отношение человека к своему внутреннему Я, чувственным процессам, эмпирическим знаниям и влиянию окружающей действительности событий, обстоятельств, социума. Специфика рефлексии в том, что восприятие и формирование мнения о действительности и себе создается на базе ранее полученного опыта. На основе этих знаний вырабатываются новые образные связи. На уровне жизнедеятельности рефлексия проявляется в виде ежедневного принятия решений и обработки естественных последствий — ответственности.

❗❓Наука для детей - Навигация. Спутники